Понедельник - Четверг
с 10:00 до 19:00
лаборатория не работает
Возврат ювелирных изделий
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров…» не подлежат возврату или обмену «Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни» надлежащего качества. Таким образом, приобретая ювелирные изделия не соответствующего размера, цвета или комплектации, Вы не имеете возможности возврата или обмена товара в случае выявления в процессе эксплуатации не устраивающих Вас характеристик.
Предъявить претензии поставщику (продавцу) ювелирного изделия возможно в срок до полугода с момента приобретения в том случае, если Вами был выявлен производственный брак в виде скрытого дефекта или подлог (введение потребителя в заблуждение путём предоставления недостоверной информации) при продаже ювелирного изделия. Факт наличия брака или подлога должен быть подтверждён проведением соответствующей товароведческой экспертизы. Срок возврата или обмена изделия на основании видимых дефектов ограничивается 14-ю днями, а срок возврата на основании выявления дефектов может быть ограничен гарантийным сроком эксплуатации, устанавливаемым производителем или продавцом (но не менее полугода). В соответствии с Законом «О защите прав потребителей», если гарантийный срок на товар отсутствует, то срок возврата составляет 2 года (24 месяца).
Также для возбуждения процедуры обмена или возврата необходимо сохранить все сопровождающие покупку документы (ярлык, товарный и кассовый чеки).
К наиболее типичным дефектам, являющимися причиной для возврата ювелирных изделий, в соответствии с отраслевым стандартом ОСТ 117-3-002-95 «Изделия ювелирные из драгоценных металлов», относятся:
- отсутствие клейм государственной инспекции пробирного надзора, Российской государственной пробирной палаты (на ювелирных изделиях из серебра весом до трёх грамм допускается отсутствие государственных пробирных клейм);
- наличие на поверхностях ювелирных изделий (кроме изделий с эмалевыми покрытиями) трещин, раковин, заусенцев, а на поверхностях ювелирных украшений личного пользования не более одной поры;
- закрепка вставок в ювелирном изделии, не исключающая их выпадение;
- конструктивные особенности ювелирного изделия должны обеспечивать его правильное расположение, а конструкция замков и застёжек исключать их самопроизвольное открытие.
Кроме того, стандартом предусмотрены и другие виды дефектов, которые могут являться причиной производственного брака.
В сопроводительных документах к ювелирному изделию (ярлык, кассовый или товарный чек) должны быть указаны следующие данные:
- сведения об изготовителе;
- наименование ювелирного изделия;
- артикул;
- информация об основном драгоценном металле в сплаве и его пробе;
- масса ювелирного изделия в граммах;
- цена ювелирного изделия;
- материал и основные качественные характеристики вставок в случаи их наличия.
Так при несоответствии пробы ювелирного изделия, его массы и/или материала вставок, заявленным в документах, ювелирное изделие может быть возвращено по причине предоставления недостоверной информации. Однако следует принимать во внимание, что допустимая погрешность в определении массы ювелирного изделия составляет 0,1 грамма.
При отнесении выявленного дефекта к разряду допустимых или браку, а также при определении соответствия заявленной информации фактической, необходимо провести соответствующие экспертизы:
- для выявления технологического брака – технологическую;
- для выявления несоответствия клейм – пробирную;
- для выявления несоответствия материала вставок или их качественных характеристик – геммологическую;
- при комплексе факторов неудовлетворительного качества и несоответствия информации, предоставленной в документах, сопровождающих продажу, фактической – комплексную товароведческую.
При обнаружении дефекта, являющегося производственным браком, несоответствии заявленной массы фактической, отсутствии пробирного клейма, его фальсификации или выявлении несоответствия пробирного клейма заявленной пробе, а также несоответствии материала вставок заявленным или значительного расхождения реальных качественных характеристик вставок заявленным следует незамедлительно обратиться к продавцу для урегулирования возникших претензий. Если консенсус не найден, то следует либо обратиться в Общество защиты прав потребителей или Роспотребнадзор, где вас проконсультируют о дальнейших действиях, либо самостоятельно предпринять меры по процедуре возврата или обмена ювелирных изделий.
Прежде всего, следует составить письмо-претензию с указанием выявленных дефектов или несоответствия предоставленной информации, заверить копию и отправить его заказной почтой, при этом квитанцию, также как и все документы, сопровождающие покупку, следует сохранить.
Если ответ на письмо не получен в течении 30 дней без учёта движения почтовой корреспонденции, тогда необходимо обращаться в судебные органы.
При приобретении изделия на вторичном рынке, то есть в ломбардах, комиссионных магазинах, на аукционах, возврат изделия возможен только при обнаружении фальсификата. Производственные дефекты или дефекты, возникшие в процессе бытования в расчёт не принимаются.
Автор публикации: И. Янтарный